Неожиданный утопленник
Всё начиналось вполне банально: для восстановления информации со словами “не крутится” принесли жёсткий диск c USB интерфейсом. По статистике ~90% внешних накопителей, попадающих к нам в лабораторию, имеют проблемы вследствие сотрясений и ударов во включенном состоянии, поэтому ожидалось, что и этот экземпляр окажется с прилипшими к поверхностям “блинов” головками или же, что гораздо реже встречается, будет с нерабочей платой электроники.
В результате осмотра пластиковой коробки, в которую помещён сам жёсткий диск, не обнаружено ничего необычного, хотя и видно, что её кто-то открывал. Впрочем, представитель заказчика упоминал о том, что устройство уже успело побывать в каком-то компьютерном сервисе. Судя по коробке и ёмкости диска, мы сразу делаем вывод, что диск старой модели, для подключения которого по USB используется плата-адаптер SATA-USB, в отличие от современных, где диски являются native-USB, т.е порт интегрирован прямо на плату электроники HDD.
Открываем коробку. Беглый осмотр показывает, что полоски фольги, которые приклеивались заводом-изготовителем, сорваны, но, что самое важное, гермоблок диск не вскрывался - наклейки не нарушены. Спасибо неизвестному инженеру неизвестного компьютерного сервиса, в котором побывал диск, что он поступил профессионально, и, не имея необходимых знаний, не стал удовлетворять своё любопытство путём вскрытия гермоблока. Правильный подход. Но по наклейке и крышке видно, что она продавливалась внутрь. А это плохо - ведь внутри расстояние от крышки до магнитного диска очень мало, есть вероятность касания и его повреждения.
Фото диска уже после вскрытия его нами:
Внешний вид платы электроники жёсткого диска никаких вопросов не вызвал - ни повреждённых элементов, ни следов жидкостей. Технологические контакты, правда, блестели, как почти новые - их явно протирали. Испытываем плату, подключив её нашему диску-донору - работает. Винчестер нужно вскрывать, проблема явно внутри.
Переносим накопитель в чистый бокс, где мы и работаем с “внутренностями” дисков.
Открываем и….сюрприз. Диск-то утопленник! Самый что ни на есть:
Тем, кто заметил отражение руки без перчатки на пластине - вы наблюдательны :) Перчатки были сняты для удобства фотографирования тем, что в тот момент находилось рядом - смартфоном.
Но как такое может быть, ведь обычный жёсткий диск-утопленник - это много следов попадания жидкости, разводы, окислившиеся ножки микросхем на плате электроники, окислы на корпусе снаружи!? Здесь же ничего такого при поверхностном осмотре обнаружено не было. Случай из разряда банальных резко переходит в категорию очень интересных, где присутствует много вопросов “как ...? почему...?”
Начинаем скрупулёзный осмотр, вооружившись увеличительным стеклом. Обнаруживаем еле заметные следы вокруг отверстия фильтра (слева), тот же участок с внутренней стороны крышки (справа):
Похоже, жидкость попала через отверстие фильтра. Возможно, и просочилась под герметиком в том же районе. Много жидкости, которая затем испарилась.
Все внутренние металлические части и элементы гермоблока, которые не покрыты краской, окислились, в некоторых местах висят гроздья хлопьев из окислов. На видимой без разборки пакета дисков верхней части магнитной пластины наблюдаются высохшие потёки жидкости, окислы с других частей гермоблока, кольцеобразные следы от деформированной внутрь крышки. Что будет на пока скрытых от осмотра частях уже предположить несложно.
Теперь нужно сообщить клиенту о реальном положении дел с его накопителем, что “не крутится” - это даже не верхушка айсберга: это так - снежинка на его верхушке. Объясняем, что диск - утопленник. Клиент говорит, что такого быть не может, мол, накопитель несколько месяцев лежал в сумке для ноутбука, а сумка лежала то ли в кладовой, то ли ещё где. Высылаем фотографии. Но на клиента впечатления они не производят - он обычный пользователь, далёкий от компьютерной техники. Поэтому в ответ на фото прозвучала фраза: “Ну, и на что тут смотреть, что здесь не так?”.
Слова заказчика о том, что с диском ничего не происходило, явно не соответствуют тому, что видим мы, потому решаем проверить - а тот ли это диск? А может быть его подменили? Тогда какой смысл тратить на него время?
Сравниваем серийные номера на пластиковом боксе, гермоблоке и крышке - идентичны. Параллельно с этим клиент ищет у себя документы к накопителю. Да, он, конечно, уже старый, скорее всего, давно всё выброшено, но может быть повезёт? Увы, упоминания о серийном номере заказчик не нашёл, но сохранился бумажный вкладыш-руководство по эксплуатации, где была изображена именно такая пластиковая коробка. Ёмкость HDD со слов клиента так же сходится с той, что мы видим на наклейке диска. Таким образом предполагаем, что диск, вероятнее всего, правильный, подмены нигде не было. Вопрос - что, как, где произошло так и остался открытым.
Так как частичная диагностика проведена, объясняем риски, согласовываем с клиентом начальную стоимость работ по извлечению данных и цену дисков-доноров, которые будут нужны в процессе. Получаем согласие. Но нужно провести диагностику до конца - снять пластины. Она показала, что, как и предполагалось - нижняя пластина так же в высохших потёках и окислах с других частей гермоблока. Всё, диагностика завершена, теперь нужно хорошо всё обдумать и приступать к процессу восстановления данных.
Вся дальнейшая работа заняла около месяца. Первый этап - очистка магнитных пластин от всего лишнего, что сейчас было на них: грязи, оксилов. Диски много раз мылись в специальных жидкостях, пока осмотр с помощью микроскопа не позволил сказать “Наконец-то они чистые!”.
Теперь дело за донорами. Диск старый, пачку нужных совместимых доноров просто так уже не купишь. Но нашей лаборатории это и ни к чему - ведь у нас есть свой большой склад доноров. Это позволяет оказывать услуги оперативно без задержек на поиск дисков.
На втором этапе магнитные пластины были перенесены в другой, чистый гермоблок, отцентрированы. Поставлен донорский БМГ (Блок Магнитных Головок). Для щадящего запуска пока только на основе ПЗУ диска-пациента был подготовлен диск-свапер, инициализированная (с загруженными микропрограммами) плата которого ипользовалась для попытки чтения оригинальных микропрограмм и крайне важных (уникальных!) таблиц исходного диска. Без этих таблиц о дальнейшем восстановлении можно было даже не думать. После этого подготовили полноценный диск-свапер, который по части микропрограммы являлся клоном повреждённого. Учитывая состояние накопителя (впоследствии он начал запиливаться - снимать головами магнитный слой), это было очень важным шагом - применяя диск-свапер, мы сразу читаем информацию пользователя, не давая исходному винчестеру при каждом старте обращаться к его служебной зоне. Всё просто: меньше попыток запуска/чтения -> больше шанс на успешное извлечение данных.
Последующая работа с накопителем показала, что изначальные проблемы он получил ещё ранее, до утопления. На это указывали как характерное расположение дефектов при чтении (царапина от контакта голов с поверхностями пластин), так и уже имеющиеся на момент смерти диска записи в тех таблицах дефектов, которые заполняются при его работе у пользователя (не на заводе).
Зеленый цвет - прочитанный сектор, чёрный - дефектный:
Третий этап - это непосредственно вычитывание пользовательской информации. При восстановлении руководствовались приблизительным списком каталогов и файлов, предоставленным клиентом. Почему приблизительным? Потому, что диском не пользовались очень давно и уже подзабыли, что где находится.
Несмотря на столь тяжкую судьбу винчестера, со своей стороны можем сказать, что он вёл себя очень достойно: как показала практика, накопители Western Digital наименее подвержены запилам в отличие от дисков других фирм. Так было и в этот раз: да, он в итоге всё-таки начал снимать головами магнитный слой, но перед этим проработал очень много времени, как для своего состояния.
Итогом месяца работы, трёх израсходованных доноров стало более 60% неповреждённой и нужной клиенту информации. Почти детективный случай был очень интересным и тяжёлым, неправильное действие, неверное решение на любом из этапов могло привести к дополнительным проблемам или же сразу поставить крест на восстановлении данных. Но так как мы очень ответственно относимся к своей работе, то получили ещё одного довольного результатом клиента. Он хоть и не смог оценить всю сложность труда по извлечению информации, но положительно оценил итог процесса. Для этого мы и существуем ;)
PS. В одной из следующих статей расскажем ещё об одном случае. В нём клиентская информация с клиентского диска оказалась не клиентской, но тем не менее клиент получил свою информацию. Вот такая загадка.
Відправити відповідь
Залиште перший коментар